Шпаргалки для родителей

Как приобщить детей к чтению

Чем чаще ребёнок видит своих родителей с книгой в руках, тем вероятнее, что он тоже станет заядлым читателем.

Современные дети действительно не любят и не стремятся читать. Причём настолько сильно, что этот навык, а также связанная с ним способность к связной речи и правильному письму вырождаются прямо на наших глазах. Отчасти в этом виноваты современное телевидение и компьютерные игры, которые позволяют узнавать новое и развлекаться, не утруждая себя чтением книг. Однако не стоит спихивать основную вину за нелюбовь детей к чтению на телевизор и компьютер. Во многом в этом виноваты и мы, взрослые люди. И вот несколько способов это исправить.

Читайте и разговаривайте о прочитанном

Начинайте прививать любовь к книге ещё с того периода, когда ребёнок даже не знает букв. Читайте вслух интересные сказки и истории, а после обсуждайте с ребёнком главных героев, вспоминайте наиболее интересные места, сочиняйте развитие сюжета.

Правильно выбирайте материалы для чтения

Если ребёнок интересуется зомби или инопланетянами, то постарайтесь найти ему интересную литературу по этим темам, какими бы глупыми они вам ни казались. Интересы со временем изменятся, а любовь к чтению останется.

Используйте современные технологии и гаджеты

Не надо думать, что планшеты и ноутбуки являются прямыми противниками и конкурентами книг. Установите и научите пользоваться специальными программами для чтения, а ещё лучше обзаведитесь eBook на электронных чернилах.

Подавайте личный пример

Никакие призывы и пряники не будут действовать, если вы сами не будете подавать личный пример. Чем чаще ребёнок видит своих родителей с книгой в руках, тем вероятнее, что он тоже станет заядлым читателем.

Используйте массмедиа

Современное телевидение, кино и компьютерные игры безбожно используют литературу, бесконечно продуцируя ремейки знаменитых произведений или просто воруя сюжеты. Однако это можно использовать и на пользу. Вышла на экраны очередная экранизация приключений мушкетёров — заговорщицки предложите своему ребёнку: «А хочешь узнать, как всё было на самом деле?». Помогите узнать начало и концовку показанной на экране истории, заинтересуйте тем, что осталось за кадром, и расхождениями сценария и первоисточника.

Получайте удовольствие

Самая главная мысль, которую вы должны внушить ребёнку всеми возможными способами, заключается в том, что чтение само по себе является удовольствием. Не наказанием, не скучной обязанностью или унылой необходимостью, а самым лучшим удовольствием и наградой. Без этого точно ничего не получится.

Советуем почитать

«Гарри Поттер» Джоан Роулинг
Полюбившаяся многим детям и подросткам история о мальчике в очках, который учится, чтобы стать магом в сказочном мире, существующем в другой реальности. Описанные Роулинг истории наполнены увлекательными приключениями и интересными событиями.

«Хроники Нарнии» Клайв Льюис
Герои произведения – дети, которые попадают в волшебную страну, заглянув в старый шкаф. Обитателями волшебной страны являются говорящие звери, карлики и великаны. Дети принимают участие в судьбе Нарнии и ее жителей.

Оказывается, их появление было предсказано древними пророчествами. Увлекательные приключения и трогательные переживания, вплетение в сюжет реальных событий и фантастических приключений занимает воображение читателей многих поколений подростков.

«Властелин Колец» Дж. Р. Р. Толкиен

Относится к жанру героического фэнтези. Благодаря фильму с одноименным названием популярность произведения, написанного профессором английского языка, значительно возросла. История позволяет попасть в сказочный мир Средиземья, созданный воображением автора. Это сказка с добрыми героями, которые учат благородству, верности, стойкости в испытаниях.

«Таинственный остров» Жюль Верн

Спасшиеся на воздушном шаре от плена американцы попадают на необитаемый остров. Они обустраивают свою жизнь, не догадываясь о существовании рядом с ними таинственного и всемогущего друга, который вскоре спасает их от беды.

«Два капитана» Вениамин Каверин

Десятилетний мальчик находит письма пропавшей экспедиции. Эта находка определяет всю его дальнейшую судьбу. Герои автора немного идеализированы, они испытывают самые благородные и сильные чувства, до которых обычным обывателям далеко. Увлекательная история, полная приключений и романтических чувств.

«Мальчик и Тьма» Сергей Лукьяненко

Книга для подростков 12-13 лет. Относится к фантастическому жанру. Напоминает добрую сказку с глубокомысленными рассуждениями о добре и зле. Герой истории – ребенок, который попадает в странные и страшные миры, переживает интересные приключения. Книга увлекательна, даже подростки, которые не очень любят читать, дочитывают ее до конца.

«Чучело» Владимир Железняков

История о подростках, которая учит думать, не подчиняясь стадному инстинкту. Девочка Лена, которую перевели в новую школу в старшем классе, непохожая на остальных ребят. Ненависть, которая возникает ко всему чуждому, стала причиной жестокого обращения одноклассников и унизительной кличке. Лене удается победить в борьбе с несправедливым отношением большинства ребят. Добро восторжествовало. По этой книге снят хороший фильм, в котором роль чучела играет дочь Аллы Пугачевой – Кристина.

«Вафельное сердце» Мария Парр

Добрая детская история о настоящей дружбе, любви и преданности, которая может победить все невзгоды. Эту повесть будет интересно прочитать родителям вместе с детьми одиннадцати лет. Книга оставляет чувство светлой грусти и уверенность в том, что все будет хорошо.

«Алые паруса» Александр Грин

Это одно из тех произведений, которое входит в список книг для чтения на летний период. Но прочитать его стоит. Книга о любви к жизни, которую автор писал во время эпидемии тифа и голода. Девушка Ассоль мечтает о принце, который должен приплыть за ней на корабле с алыми парусами. Книга наполнена светлой верой в чудо, которое способны совершить люди ради любви.

«Уроки французского» Валентин Распутин

В книгу выдающегося мастера современной художественной литературы Валентина Григорьевича Распутина вошли произведения школьной программы: «Уроки французского», «Век живи — век люби» и «Мама куда-то ушла». Это рассказы о детстве, о ребятах, оказавшихся в непростых жизненных ситуациях. Главная их тема — справедливость, чувство собственного достоинства, доброта, умение доверять и помогать друг другу. Рассказ «Уроки французского» стал классикой отечественной литературы; по нему в 1978 году был снят фильм с одноимённым названием.

«Дикая собака Динго, или Повесть о первой любви» РувимФраерман

Привычный мир Тани, главной героини повести, разрушился в один миг — когда выяснилось, что в городок, где она жила с матерью, приезжает ее отец. У него давно есть другая семья, жена и приемный сын. В сердце девочки закрадывается обида и горькая ревность. Но вместе с ними неожиданно появляется и любовь — первая, неуклюжая и… прекрасная! Для среднего и старшего школьного возраста. Повесть была написана в 1939 году и имела оглушительный успех. В 1962 году по ней был снят одноименный фильм.

Интересный способ заинтересовать подростка чтением.
Личный опыт мамы.

Вас беспокоит, что ваш ребенок не любит читать, зато часами сидит за компьютерными играми или гипнотизирует телевизор? Естественно, как сознательного и любящего родителя, который хочет, чтобы его отпрыск рос всесторонне развитым и многогранным, вас это беспокоит! Но как же сделать так, чтобы ваше желание привить любовь к литературе реализовалось в вашем чаде?

Вспомните себя в его (ее) возрасте. Дети, они ведь во все времена дети, а ваш ребенок – это уменьшенная копия вас самих, только модифицированная – адаптированная под мир новых технологий.

В то время как вы бегали по двору с друзьями, играя в «казаки-разбойники», нынешние дети предпочитают бегать пассивно – сидя за компьютером и с не меньшим увлечением играют в «Дум», «Сталкер» и т. д.

Вот именно из этой ситуации мы можем извлечь большую пользу, как бы странно это ни звучало! Как правило, родители начинают беспокоиться о нечитабельности своих чад, когда тем исполняется около 12-13 лет – самый противоречивый возраст. Подросток начинает всеми силами сопротивляться идеям родителей и считает, что они, как элемент безнадежно отсталый в своем прошлом, не могут привнести в их жизнь ничего стоящего, да и вообще: «Ты ничего не понимаешь, сейчас все по-другому!». А ведь вы тоже когда-то говорили так своим родителям. Вспомнили? Значит, поведение вашего ребенка не должно вам казаться недопустимым, и, сохраняя спокойствие и присутствие духа, приступаем к делу.

  1. Самое первое и очень важное правило – никогда не заставляйте ребенка читать насильно! Не кричите и не упрекайте его.
  2. Никогда не ставьте ему в пример его читающих друзей, а особенно не друзей – это только укрепит в нем сопротивление!
  3. Если ваш ребенок увлекается компьютерной игрой «Сталкер» (а очень мало кто из мальчиков остается равнодушным к этой популярной игре), купите книгу по мотивам этой игры. Нет, нет, нет – не кривитесь сразу! Может, это художественное произведение и не соответствует вашему вкусу и представлению о высококультурном развитии вашего ребенка, но ведь мы только начинаем (надо же с чего-то начинать), и это всего лишь один из вариантов, и далеко не самый худший. Ну вот – книга уже есть. Что дальше? А дальше… нет, не угадали! Не ребенок, а вы начинаете ее читать. Да, да, да! Именно вы! Знаю, что не ваш формат. Знаю, что не по вкусу. А как вы хотели? Легких путей не бывает!
  4. Во время чтения старайтесь попадаться с книгой на глаза потенциальному читателю, чтобы он видел название книги – это вызовет в нем естественный интерес и поселит внутри него мысль о том, что вы не совсем отстали от жизни, и что с вами, возможно, есть о чем поговорить, помимо заданных уроков и опять рваных джинсов. На вопрос: «Че эт ты вдруг «Сталкера» читаешь?», можно ответить, что это сейчас очень популярно, вот вас и потянуло «быть в теме». Прочитав пару глав, можно ненавязчиво поинтересоваться у отпрыска: «А в игре тоже есть такой персонаж?», «А что такое артефакт «душа»?». Уверяю, что вам с готовностью дадут развернутый ответ во всех подробностях! Зачитывайте вслух некоторые понравившиеся коротенькие отрывки и уточняйте, есть ли в игре такая сцена. Такой сцены там не будет, и вам выпадает шанс бросить в благодатную почву зерно любопытства, сказав: «Ну, естественно – в игру ж невозможно поместить все. Игра – это только один из вариантов истории, а историй разных много. Все не уместить», и снова погрузитесь в чтение.
  5. Прочитав книгу, прокомментируйте свои впечатления и оставьте на видном месте – пусть мелькает перед глазами ребенка, стимулируя интерес!
  6. Скорее всего, одной книгой вы не отделаетесь, и вам придется купить и прочитать еще вторую, третью, четвертую. Помним, воспитание – это работа, которую нужно выполнять добросовестно, если хотим получить в старости стакан воды.
  7. Пример со «Сталкером», скорее, относится к родителям мальчиков, но есть и более универсальные книги, такие как «Гарри Поттер», «Властелин колец». Сценарий тот же: читаем сами, зачитываем интересные моменты вслух, восхищаемся прочитанным, делимся впечатлениями с ребенком. Зачитывать желательно те моменты, которых нет в фильме – это побудит желание узнать остальные пропущенные события.
  8. Желательно не покупать издание, где все тома включены в одну книгу. Таким количеством страниц можно смутить даже бывалого книголюба. Покупайте книги отдельными томами, и только когда ваш ребенок прочитает одну книгу, доставайте следующую. Перед покупкой стоит узнать, какой вариант перевода считается наиболее удачным. Тут и объяснять излишне – чем удачнее перевод, тем интереснее читать.
  9. Можно устраивать литературные вечера. Предложите ребенку читать вслух по очереди. Расположитесь поуютнее, возьмите с собой лакомство и приступайте к чтению. Начинайте первым вы, а ваше чадо пусть пока послушает, проникнется – это поселит в его душе чувство уюта, покоя, интереса и, что немаловажно – поможет наладить ваши отношения. Прочитав несколько глав (страниц), передайте книгу ребенку, и когда тот начнет неуверенно и робко, запинаясь, читать, вы будете внимательно слушать, а лицо ваше будет излучать заинтересованность. Не следует слишком напрягать начинающего книголюба. Если заметили, что ребенок устал, предложите свою очередь продолжить дальше. Если есть возможность, подключите к процессу как можно больше членов вашей семьи.
  10. Помните, что предложенные книги – это просто варианты. Вы лучше знаете своих кровинушек и можете подстраиваться под их вкусы и пристрастия.
  11. Когда первые, робкие шаги уже сделаны, и ваш ребенок больше не пугается вида книг, на его счету уже есть пара прочитанных, можете приступать к воспитанию у него литературного вкуса. Поскольку у вас уже сложились более-менее тесные отношения, можете ненавязчиво подвести его к мысли о том, что помимо фэнтези есть и другая, не менее интересная, литература.
  12. Читаете «правильную» книгу, привлеките внимание ребенка – зачитывайте цитаты вслух, высказывая свои впечатления и мысли, приводите примеры из жизни, на которые натолкнула вас эта цитата, ваша задача – заинтересовать.
  13. Порекомендуйте ребенку тоже прочитать эту книгу, но не настаивайте.
  14. Не ждите быстрых результатов. Не злитесь, если ваши усилия оправдываются не сразу. Помните – капля камень точит.
  15. Никогда не теряйте терпения, не заставляйте, действуйте аккуратно, постепенно, иначе рискуете потерять то доверие и расположение, которое вам уже удалось завоевать.
  16. Когда ваш ребенок сам попросит вас порекомендовать ему какую-то книгу или сделает самостоятельный выбор, вот тогда можете праздновать победу, трубить в горн, запускать салюты, бить в барабаны! Только все это внутри себя. Не стоит давать понять, что все это ваша заслуга. Пускай новообращенный книголюб гордится собственным успехом, а не вашим! Помните, что процесс этот длительный. Чаще всего он занимает не дни, не недели, и даже не месяцы. Если после всех ваших усилий ваше чадо прочтет хотя бы одну книгу за год, считайте, что лед тронулся, господа присяжные! Удачи вам, терпения, самообладания!

Автор: Лора Мур
Источник

 
Сибур-Тобольск Сибур-Тобольск
 

Телефон «горячей линии» по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях 8 (3456) 22-66-41
Региональный телефон «горячей линии» по вопросам незаконных сборов денежных средств в образовательных организациях 8 (3452) 46-89-18, 8 (3452) 25-75-61